Капитальный гараж – не просто «домик» для вашего автомобиля. В гараже автомобилисты осуществляют уход за своей машиной, мелкий ремонт, часто устраивают мойку. Традиционно в гараже многие хозяева хранят принадлежности для ремонта и другие вещи, которые бывают необходимы не каждый день, вроде детских санок; запаса овощей и консервации, используя гараж в качестве погреба; оборудуют комнаты для досуга и отдыха, дружеских встреч. Все это превращает гараж в солидное строение, которое необходимо предохранять от разрушения, в частности, подтопления.
Риск подтопления существует всегда, где-то меньше, где-то больше; даже в сухой местности нередко выходят близко к поверхности грунтовые воды. Просачиваясь в подвал, они вызывают сырость, нездоровый воздух в строении, порчу и ржавление хранящихся в нем вещей, а размывая фундаменты домов и гаражей, грунтовые воды могут вызвать оседание и даже обрушение строения.
Особая опасность подтопления возникает в случаях:
- нахождения в местности, где часты сильные осадки;
- расположения гаража в низменном месте, куда стекает дождевая и талая вода;
- особенности почвы – глинистой или суглинистой.
Глины и суглинки препятствуют просачиванию воды, а как следствие, и равномерному ее распределению по участку, поэтому даже в сухой и возвышенной местности с такими почвами все равно следует уделить предотвращению подтопления особое внимание. Чтобы избежать подтопления, обязательно следует устроить систему дренажа.
Если вы строите новый гараж
Существуют различные способы предупреждения подтопления в подвале, среди них:
- бетонирование;
- «глиняные замки»;
- гидроизоляция;
- дренаж в гараже.
В идеале, это все следует применять в комплексе. Но зачастую дренаж в гараже прекрасно справится со всеми проблемами. Можно сделать такие виды дренажа, как:
- поверхностный;
- траншейный;
- скважинный.
У каждого вида дренажа есть свои особенности и преимущества. Поверхностный дренаж хорош для отвода талых и дождевых вод. Такой дренаж представляет собой канавку между стеной и грунтом, в которой размещены пластмассовые или жестяные лотки. Он надежно предохранит от воды, падающей сверху, но грунтовые воды в подвале нужно отводить другими видами дренажа.
Траншейный дренаж подходит, если ваш гараж стоит не вплотную с соседскими. Поскольку большинство гаражей тесно соприкасается друг с другом, то траншейный дренаж чаще встречается в планировке других строений. Он также представляет собой канавы, но более глубокие – около полуметра, и расположенные в 2-3 метрах от стен. На дно канав помещается слой песка и, возможно, геотекстиля, поверх которого кладутся трубы. Лучше сделать трубы из нержавейки, а также асбестовые, пластиковые. В трубах делаются прорезы или отверстия, затем их укутывают геотекстилем и засыпают землей.
Читайте также
Подвал от затопления спасет скважинный дренаж. С помощью ручного бура выполняется шурф, грунт вынимается на глубину до 2 м, в этом шурфе размещается обсадная труба. На ней тоже делают отверстия, чтобы вода просачивалась в нее. Внутрь трубы нужно засыпать мелкий гравий, щебень или керамзит. Этим же материалом следует покрыть пол погреба, сделав слой в 10-15 см. Желательно сделать пол с небольшим наклоном в сторону шурфа. Благодаря такому дренажу, вода будет сама уходить из подвала.
Если грунтовых вод много, то необходимо позаботиться и о тщательной гидроизоляции вашего подвала.
Как лучше проектировать систему дренажа в гараже
Систему дренажа лучше всего проектировать одновременно с гаражом и делать ее во время постройки самого гаража; это касается и любых других строений. Если в процессе строительства системе гаража не уделили должного внимания, хозяева наверняка столкнутся с проблемой под названием «вода в подвале». Вычерпывать воду ведерком в этом случае бессмысленно, а вот заняться дренажными работами вовсе не поздно!
Чтобы подготовить подвал гаража к организации дренажной системы, необходимо:
- вынести из гаража все, что там находится;
- удалить воду;
- просушить при помощи печки.
Удаление воды может быть и относительно простым делом, если хозяева вовремя спохватились, однако, нередко к строительству дренажной системы приступают уже тогда, когда вода заполнила почти весь подвал. Поэтому придется арендовать что-либо из этих инструментов:
- автомобиль-компрессор для откачки жидкости (он входит в оборудование фирм для очистки дачных туалетов, например);
- дренажный погружной насос;
- дренажный поверхностный насос.
Чаще всего достаточно поверхностного насоса, так как остальные приспособления предназначены для работ с большими объемами жидкости и на большой глубине, например, погружной насос – на глубине до 50 м. Выполнение откачки жидкости требует известной осторожности, потому что, если неправильно его провести, гараж может и обрушиться.
Чтобы просушить подвал, надо сперва дать ему подсохнуть естественным образом, оставив на 2-3 дня открытым, а затем досушить интенсивно; сделать это можно с помощью печки-буржуйки или обогревателя, но проще всего – взять жестяное ведерко, развести в нем костер и разместить его в центре подвала. Заодно дым поможет выкурить из подвала мокриц и прочих вредителей.
Далее можно приступать к обустройству собственно дренажа. Дренаж можно сделать:
- внешний;
- внутренний;
- инъекционный.
Внешний дренаж – метод, который заключается в отводе воды за пределы участка. Он довольно трудоемкий, зато надежный. Правда, для него необходимо, чтобы ваш гараж не примыкал вплотную к соседским, потому что придется откапывать фундамент на всю глубину залегания. Более того – траншея, которую надо будет сделать, должна быть ниже уровня пола примерно на 40 см и иметь такую же ширину. На дне траншеи помещается геотекстиль, а сверху насыпается мелкий гравий или щебенка.
В дне траншеи нужно с помощью ручного бура просверлить через каждые 2 метра скважины. Это будут дренажные колодцы. В них засыпается материковый песок и вставляются трубы (лучше пластиковые), которые оборачиваются в геотекстиль. Сверху каждая труба закрывается защитной решеткой. Дренажный колодец готов.
Когда все дренажные колодцы будут закончены, их нужно соединить системой горизонтально расположенных труб, которые выведут воду подальше от вашего гаража. Внутренний гараж рекомендуется для отвода воды в подвале. Он выглядит, как несколько соединенных между собой труб, лучше всего пластиковых, которые находятся в подвале и покрыты отверстиями. В эти отверстия и поступает вода из подвала.
Читайте также
Строители рекомендуют выбирать диаметр трубы, в зависимости от того, много ли грунтовых вод. Чем их больше, тем труба должна быть шире. Пол в подвале придется вскрыть. По периметру пола нужно вырыть траншею глубиной примерно в полметра или чуть больше.
Хорошенько утрамбовав ее дно, следует засыпать щебень примерно на треть глубины, а сверху положить трубы. Укладываются они с минимальным уклоном – 3 мм на 1 м, далее засыпаются песком и укутываются геотекстилем. Сверху на уровне с полом траншея заполняется таким же песком.
Важные моменты
В самой низкой точке пола надо сделать сборный колодец. Они бывают заводского изготовления и продаются через специализированные сайты, но можно и забетонировать стены самому. В этом колодце помещается дренажный насос. Он будет автоматически «следить» за количеством воды с помощью специального поплавка – как только поплавок поднимается на заданный уровень, он замкнет собой контакты пускового блока, и насос начнет откачивать воду. Необходимо подключить к насосу шланг или трубы для отвода воды.
Наилучшие результаты дает комплексное сочетание внутреннего и внешнего дренажа.
Современный метод дренажа в подвале, который требует специальных знаний и практически неприменим для выполнения своими руками, – инъекционный. Стоит он недешево, зато не требует откапывания и вскрывания полов, очень долговечен, надежен, экологически чист. Существует немало фирм, которые готовы сделать инъекционный дренаж в подвале профессионально. При этом создаются специальные влагозащитные полимерные мембраны и противофильтрационные завесы.
Чтобы обеспечить наилучшую защиту подвала в гараже от подтопления, дренаж в гараже полезно сочетать с гидроизоляцией. Лучше всего выполнять качественную гидроизоляцию в подвале сразу при строительстве гаража, однако, сделать это никогда не поздно. Следует тщательно заделать все трещины, используя рубероид, битум или «жидкую резину», очень популярную в последнее время, благодаря практически абсолютной водонепроницаемости, можно также забетонировать подвал.
Читайте также
В сырости активно размножаются плесневые грибки – первый враг автомобиля, а также овощей и имущества, которое хозяева намерены хранить в подвале. Поэтому рекомендуется обработать стены и стеллажи подвала антисептическими и противогрибковыми средствами. Самое популярное, дешевое и надежное из таких средств – это всем известный медный купорос.
При успешном сочетании мероприятий по отводу воды – дренажа и гидроизоляции – в вашем гараже всегда будет сухо и уютно.